СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ СИСТЕМЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
В предыдущих параграфах этой главы были рассмотрены задачи, содержание и организация опытной отработки ЛА. Система последовательных испытаний, различных по сложности и отработанности объектов, при трудномоделируемых условиях их функционирования, а также измерения, обработка и анализ большого объема опытной информаци связаны с огромными затратами средств и времени. В связи с этим естественно стремление наилучшим (оптимальным) образом планировать процесс отработки изделия и управлять его осуществлением.
Для оптимизации такого сложного процесса необходимо решение целого ряда вопросов (см. гл. VI). Для того чтобы хотя бы качественно правильно сформулировать задачу оптимизации опытной отработки ЛА, необходимо установить критерии оптимальности для этого процесса.
Опытная отработка ЛА — часть процесса создания и эксплуатации системы ЛА. Поэтому целесообразно подробнее остановиться сначала на критериях, характеризующих свойства системы или комплекса, а затем уже связать их с критериями, определяющими качество изделия, и его опытной отработки. Это естественный подход при рассмотрении сложных систем с ясно выраженной иерархической структурой (см. рис. 4.1).
В общем виде любая сложная система может характеризоваться эффективностью применения и экономическими затратами на ее создание и использование. Поэтому для правильного понимания критериев, определяющих качество опытной отработки ЛА, в первую очередь необходимо проанализировать структуру затрат на создание и эксплуатацию как всей системы ЛА, так и ее составных частей.
В течение заданного срока общая стоимость разработки, производства и эксплуатации системы ЛА
C=Ci + C2+C3, (4.1)
где Сі, С2, С3 — стоимости разработки, производства и эксплуатации системы.
Суммарные затраты существенно зависят от числа N ЛА, входящих в систему, поэтому целесообразно в расчетах использовать величину средних удельных расходов на создание и эксплуатацию системы, приходящихся на один ЛА,
C=C/N=CjN+Cn+C3l, (4.2)
где Си — средняя удельная стоимость производства системы, приходящаяся на один ЛА; С31 — средняя удельная стоимость эксплуатации системы в течение заданного срока Тг приходящаяся на один ЛА.
Затраты на разработку системы включают в себя расходы на проектирование, наземную и летную отработку опытного комплекса. Их можно разделить на две составляющие: стоимость Сіла разработки ЛА, стоимость Сіп разработки остальных составных частей комплекса, среди которых главное — сооружения и оборудование стартовой позиции, т. е.
С1=Сіла_ЬСш. (4.3)
Аналогично, средняя удельная стоимость производства системы ЛА
С2і=С2іла+С2ш — (4-4)
Средняя удельная стоимость эксплуатации системы обычно пропорциональна стоимости производства и продолжительности эксплуатации:
^зі=азі^’гС2і, (4.5)
где а31 — коэффициент, характеризующий отношение затрат на один год эксплуатации к стоимости производства системы.
С учетом (4.1)4-(4.5)
C=C1—f-NC^i (1 — j-fl3l7′ г)-Сіла“|-Схп-|-
+ Л^С21ЛА+С21п)(1+а3і7>). (4.6)
Рассмотрим подробнее структуру затрат на разработку системы ЛА. Стоимость разработки изделия условно можно разделить на три составляющие: стоимость Сіду разработки двигательных установок, стоимость Сік разработки конструкции ЛА, включая его полезную нагрузку, стоимость С icy разработки системы управления, т. е.
Сіла=С1Ду+С1су + С1к. (4.7)
Аналогично, средняя удельная стоимость производства
С21ЛА=С21ДУ-|-С21СУ-|-С21К, (4.8)
где С21ДУ, С21СУ, С21К — средние удельные стоимости производства соответственно двигательных установок, системы управления и
конструкт’» гг а
1,23
Затраты на разработку и производство двигателей, системы управления и конструкции зависят от характеристик ЛА, объема наземной и летной отработки. Стоимость собственно проектирования (проведения научно-исследовательских работ, разработки ТТЗ и проектной документации) составляет не более нескольких процентов от величины Сі и может быть поставлена в соответствие определяющим параметрам ЛА. Исходя из этого можно получить структуру стоимостных зависимостей для основных элементов и составных частей комплекса.
Для ЖРД, применяемых на ЛА, важнейшим параметром является развиваемая в полете тяга Р. Эта величина, как правило, предопределяет затраты на производство и испытания опытных образцов двигателей. С учетом этого стоимость разработки жидкостных двигательных установок изделия
П
Сіжрд=2 (аі/Я£+аи) (%««+«*). (4-9)
І« 1
где п — число ступеней (двигателей) ЛА; ац, ап— коэффициенты, характеризующие среднюю стоимость разработки и производства опытного образца /-го двигателя с тягой Рй псі— число t’-х двигателей, необходимых для стендовой (наземной) отработки; п„ — число двигательных установок, необходимых для летной отработки (число летных испытаний ЛА); а3і—коэффициент, учитывающий различие стоимости опытных образцов двигателей (двигательных установок), используемых для наземной и летной отработки.
Для двигательных установок, работающих на твердом топливе, определяющим параметром является масса тп снаряженного двигателя. Поэтому стоимость разработки РДТТ, аналогично выражению (4.9),
Стрдтт=2 (аі’тлН-а2г)(азгЯс, + «л)> (4-Ю)
1-Л
где ац, ап, а3[ —коэффициенты, отличающиеся от величин ац, а2і, азі в выражении (4.9) числовыми значениями и размерностью.
Стоимость разработки системы управления для изделия определенного класса зависит от параметров, характеризующих точность доставки полезной нагрузки, степень готовности ЛА к пуску и массы (габаритов) приборов. С учетом этого стоимость разработки системы управления
С1СУ=а4тсу1СУа~8гсу/Г1СУ («5«с + «л), (4.11)
где а4, сцсу, 8юу, шісу — положительные коэффициенты, учитывающие зависимость стоимости разработки системы управления от ее характеристик; тсу— масса системы управления; а — среднее квадратическое отклонение точки падения от точки прицеливания; /г — вр§мя, необходимое на подготовку и запуск ЛА; пс, пЛ — число комплектов (испытаний) системы управления, необходимых для наземной (стендовой) и летной отработки; о5 — коэффициент, харак-
теризующий различие в стоимости наземных и летных испытаний опытных образцов системы управления.
Затраты на разработку конструкций изделия в основном определяются составом полезной нагрузки, массой (габаритами) конструкции и числом натурных испытаний. Поскольку обычно число разрушающих натурных стендовых испытаний корпуса ЛА невелико, то основные расходы связаны с проведением летной отработки. Для изделий одного класса, имеющих примерно одинаковый состав полезной нагрузки, стоимость разработки конструкции можно характеризовать обобщающим параметром ЛА —его стартовой массой /По, от которой также зависит и вес полезной нагрузки. С учетом этого можно записать, что
Сік=(а6т0-{-а7)пл, (4.12)
где ав, а7 — коэффициенты, учитывающие стоимость разработки, производства и испытания опытных образцов конструкции ЛА, включая его полезную нагрузку.
На основании формул (4.9) -г — (4.12) затраты на разработку ЛА являются функцией следующих параметров:
СілА=СілА(т0, Pt или тлі, тСу, a, tr, псі, пс, пл). (4.13)
Величины то, Рг(т&), тсу являются зависимыми. Между ними установлены аналитические связи, которые используют при проектировании [46]. При сложившемся порядке проведения опытной отработки существует рациональное соотношение между объемами стендовых испытаний систем управления, двигателей и других агрегатов и летных испытаний ЛА данного типа, определяемое в’основном его стартовой массой. (Более подробно это будет рассмотрено в гл. VI.) Следовательно, в качестве независимых параметров, определяющих затраты на разработку ЛА, можно использовать величины то, пл, a, tT. Влияние величины tT на стоимость отработки системы управления заметно, однако общие затраты на разработку всего изделия практически мало зависят от этого параметра. В соответствии с приведенными рассуждениями
СілА=С1ЛА(т0, Цл, а). (4.14)
Для ориентировочных расчетов общих затрат на разработку ЛА можно использовать степенную зависимость
Сіла=Сіллшл 0 , (4.15)
где с1ЛА, Ціла, Ріла, 8іла— коэффициенты, характеризующие зависимость затрат на разработку ЛА от его параметров и числа летных испытаний.
Стоимость Сш разработки других составных частей опытного комплекса существенно зависит от степени защищенности, определяемой величиной АРф допустимого перепада давления во фронте ударной ВОЛНЫ Т/ЪпМо • — го 1-і? гугпяты ТО"’ больше, чем сложнее
изделие и чем больше его габариты. Следовательно, стоимость зависит от затрат на разработку ЛА:
(4.16)
где аіп, yin—коэффициенты, характеризующие зависимость затрат на разработку стартовой позиции и оборудования от их защищенности и стоимости разработки ЛА.
На основании формул (4.15) и (4.16) запишем обобщенную зависимость для стоимости разработки системы ЛА (опытного комплекса) :
(4.17)
где Сі, си, Pi, бі, Yi — коэффициенты, характеризующие зависимость стоимости разработки системы от ее параметров.
Дли определения средней удельной стоимости производства ЛА (4.8) найдем зависимости для расчета величин С2іду, С2ісу, С2ік. По логике, затраты на производство этих основных элементов ЛА, как и стоимость их разработки, зависят от определяющих параметров, приведенных в формулах (4.9)-^ (4.12). Средние удельные затраты также существенно зависят от объема производства:
Ccv=C’N~
где N — объем партии; С’ — стоимость первого изделия; 0 — коэффициент, учитывающий снижение средней стоимости изделия с увеличением объема партии.
Снижение средней стоимости связано с тем, что расходы на разработку изделия и подготовку производства (выпуск технической документаци, изготовление оснастки; обучение кадров и т. д.) распределяют на большее количество продукции. Кроме того, в процессе выпуска изделий совершенствуется технология, увеличивается производительность труда, снижаются накладные расходы, что способствует уменьшению средней стоимости изделий.
. При оценке средней стоимости разработки и производства партии изделий в расчетах принимают 0 = 0,15-1-0,35 [42]. При оценке средней стоимости только этапа производства считают 0= = 0,10-1-0,30. Однако на практике эта величина может быть и существенно меньше. Дело заключается в том, что реально цену, по которой государство покупает продукцию предприятий, устанавливают единой па какой-либо срок (например, один-два года) или объем продукции (например, 100 или 1000 изделий). При использовании же зависимости (4.18) предполагают непрерывное снижение затрат на выпуск каждого последующего изделия. Чаще всего снижение цен на изделия планируют по годам выпуска. В этом случае, зная общий^рбъем заказа N и возможности промышленности, можно — рассчитать продолжительность выпуска продукции.
Цена Сх на продукцию, выпускаемую в т-й гйд после освоения
производства, связана с ценой С/ в первый год выпуска зависимостью, аналогичной (4.18):
с, = с;тг6’, (4.19)
где 0’= 0,15-^0,35 — показатель, учитывающий плановое снижение себестоимости (цены).
Если в течение k лет будет осуществлен выпуск N изделий, то суммарная стоимость производства с учетом зависимости (4.19)
2 C-.N, =2 C’ix ~b’N-’ 2 NX=N, (4.20)
т = 1 г^=1
где Nx — количество изделий, выпускаемых в т-й год.
Эту же стоимость с учетом (4.18) можно представить в виде
CcpN=C’N1~B. і, (4.21)
Если считать, что цена первого изделия соответствует цене первого года (С’=С) и выпуск по годам остается равномерным (Nx =N/k), то, приравнивая выражения (4.20) и (4.21), получим или
2 x-*’=kN-*,
e=pgfe-lg^2*“e’) 11SM — (4.22)
Эта зависимость позволяет установить соотношение между плановым показателем снижения себестоимости продукции 0′ и коэффициентом 0, входящим в удобное для расчетов выражение (4.18). Так, при N=500, k=5 и 0’=О,25 получим
Из этого выражения видно, что даже при довольно высоком значении 0’=О,25 (цена на второй год производства составляет 84% от цены первого года) показатель 0 весьма мал.
В табл. 4.2 приведены значения средней стоимости изделия в партии, выраженные в процентах стоимости первого изделия (Сгр/С’, %) при различных значениях N и 0.
Используя установленные ранее связи между стоимостями разработки — систем управления
Средняя стоимость изделия в зависимости от коэффициента 0, % |
||||||
N |
0,01 |
0,05 |
0,10 |
0,20 |
0,30 |
0,40 |
10 |
98 |
89 |
79 |
63 |
50 |
40 |
100 |
95 |
79 |
63 |
40 |
25 |
16 |
500 |
94 |
75 |
54 |
29 |
15 |
8 |
1000 |
93 |
71 |
50 |
25 |
13 |
6 |
(4.11) и конструкций ЛА (4.12), а также учитывая зависимость затрат от объема партии (4.18), можно записать:
С21ЖРД=2′(V, I + MW 2ЖРД; І-1 |
(4.23) |
С21РДТТ = 2 ^иГП^-^-Ьа) N 2РДТТ; 1-І |
(4.24) |
п, ““2СУ_52СУ,—Ш2СУ лт_62СУ. Сгісу — Р^су a tr i , |
(4.25) |
C21K— (Рb^ N, |
(4.26) |
где 02… — коэффициенты, учитывающие снижение средней стоимости при увеличении объема выпуска соответствующих основных элементов ЛА; bu, b2i, bи, bn, Ьц, Ь6, £7, а2су, 8гсУі ‘"їсу —коэффициенты, учитывающие зависимость соответствующих затрат от параметров основных элементов ЛА в условиях производства.
В соответствии с формулами (4.23) (4.26) и по аналогии с вы
ражением (4.15) среднюю удельную стоимость производства изделия можно представить степенной зависимостью:
Г „ °2Л А дт ^2ЛА ^2Л А, л 97
621ЛА — Й21ЛА^0 А/ О, (4.27)
где Й21ЛА. °2ЛА, 02ЛА, &2ЛА КОЭффиЦИвНТЫ, уЧИТЫВЭЮЩИе ЗЭВИСИ-
мость затрат от определяющих параметров ЛА.
Средние удельные затраты на производство стартовой позиции и оборудования, так же как и в зависимости (4.16), могут быть связаны с затратами на производство ЛА и величиной ЛРф:
Сгш—й2шС2ілаА^фП> (4.28 )
где о21П, у2П — коэффициенты, определяющие связь затрат в условиях производства с параметрами системы.
Выражения (4.27) и (4.28) позволяют получить приближенную степенную зависимость для расчета средней удельной стоимости производства всей системы, которая напоминает выражение (4.17):
C21=anma0‘N-D*c-**APl2, (4.29)
где 021, а2, 02, 62, Y2 — коэффициенты, характеризующие связь затрат на производство системы ЛА с ее параметрами.
На основании (4.2), (4.5), (4.17) и (4.29) можно составить степенную зависимость для средней удельной стоимости разработки, производства и эксплуатации всей системы. Если считать Тг постоянной величиной для любой системы, то искомое выражение принимает вид
C^amln^^PlN-0; (4.30)
где н, а, р, 6, у, 6 — коэффициенты, характеризующие связь средних удельных затрат на создание и эксплуатацию системы ЛА с ее параметрами.
Нетрудно заметить, что некоторые показатели степеней при одних и тех же параметрах в выражениях (4.11), (4.15)ч-(4-І7)»
(4.23) ч — (4.30) не равны. Так, можно считать, что
РіЛА>Рр
&1СУ 82СУ ]>52ЛА^>^2Ї
. . ■ (4.31)
Yin >Yi! Yan>Y2;
02>6.
Соотношения (4.31) объясняются тем, что соответствующие параметры сильнее влияют на некоторые составляющие общих затрат, а в формировании суммарных расходов их доля уменьшается.
Наиболее сильное влияние на величины рассмотренных выше затрат оказывает стартовая масса изделия, причем коэффициенты аїл а, 02ла, аі, 02, а имеют близкие значения.
В результате статистической обработки или расчетов затрат на создание систем ЛА различных типов могут быть найдены оценки коэффициентов, входящих в рассмотренные выше формулы. Использование этих данных позволяет легко установить связь между отклонениями параметров и, следовательно, изменениями эффективности системы, а также вариациями стоимости ее создания и эксплуатации. Так, на основании линеаризации формулы (4.30) можно записать
ъс 8то, р. б(дрф)
—- —а——— |_р——- 8—— [_y———
С то «л а ЬрФ
где §С, Ът0, Ьпл, 8(дЯФ), bN—отклонения соответствующих параметров от номинальных значений С, то, пл, а, АРф, N.
Аналогично можно получить формулы в отклонениях, используя выражения (4.11), (4.15) ч-(4.17), (4.23) Ч-(4.29). Из (4.32) следует, что увеличение на 1 % параметров то, пл, АРф} и уменьшение на 1% параметров о, N увеличивает средние удельные затраты на создание и эксплуатацию системы соответственно на а, р, у, б и 0 процентов
Г» 1218
Рассмотрим примеры расчета затрат на создание систем с тремя различными типами изделия. Для упрощения расчетов выберем в качестве условной единицы стоимости (уел. ед.) средние удельные затраты С21 на производство системы, приходящиеся на один ЛА. Естественно, что абсолютные значения этих условных единиц для каждой из трех систем будут различными.
Примем характеристики изделий, входящих в три системы, которые обозначим через А, Б, В, а также параметры, определяющие качество опытной отработки, такими, как это представлено в табл. 4.3.
Определим стоимость разработки двигательной установки по формуле (4.10) для системы Л и по формуле (4.9)—для систем Б и В. Пусть коэффициенты, входящие в эти формулы, имеют следующие значения:
для системы А:
ajj = aj2 = = 0,2*10~s уел. ед./кг; а’п — а’22 = а’23 = 0,02 уел. ед.;
• __ ‘ ‘ л
«31 — «32 — «33 ~
для системы Б:
«11 = «12 = 0,6.10-7 уел. ед./Н; а2| = «22 = 0,02 уел. ед.; а31 = ai2 = 1; для системы В:
«И = «12 = 0,5-10—7 уел. ед./Н; «2і = «22 = 0,01 уел. ед.;~а31 = а32 = 1.
При этих условиях для системы А
С1ДУ = (0,2-10~5-20.103 + 0,02) (1 • 100 + 30) + (0,2- 10~Б-8-103 +
+ 0,02) (1-100 + 30) + (0,2-l0_5-3-103 + 0,02)'(1-100 + 30) =
= 7,80 + 4,68 +3,38 а: 15,9 уел. ед.;
для системы Б
С1ДУ = (0,6-10~7*50- Ю4 + 0,02)(1-100 + 30) + (0,6-10-7.20.104 + 0,02) X
X (1-100 + 30) = 6,50 + 4,16« 10,7 уел. ед.;
для системы В
С1ДУ = (О.5’ Ю~7- ЮО. 104 + 0,010) (1 -100 + 30) + (0,5-10-7.25-104 +
+ 0,010)(1.100 + 30) = 7,80 + 2,93я«10,7 уел. ед.
Таблица 4.3
|
По формуле (4.11) найдем стоимость разработки систем управления. Пусть коэффициенты, входящие в (4.11), имеют следующие значения:
ajcy ®ісу = ®>^> “ісу^®’^ й5 = 2,0; «4 = 1,8; 2,5; 4,3 уел. ед.
, (системы А, Б, В).
При этих условиях соответственно для систем А, Б, В получим:
1,8- 100~о,9-0,4—°,5-2—0,2 (2-70 +.30)«6,7 усл. ед.; 2,5- 150~0’9-0,4“0,s-2-0’2 (2-70 + 30)«6,5 усл. ед.; 4,3.250-°’9.0,4-°’5-2-0-2 (2-70+ 30)«7,0 усл. ед.
По формуле (4.12) определим стоимость разработки конструкции ЛА, включая полезную нагрузку. Пусть коэффициенты, входящие в выражение (4.12), имеют значения, приведенные в табл. 4.4. Таблица 4.4
Тогда для систем А, Б, В получим соответственно следующие результаты: |
(0,60-10~2-40 +0,12)30= 10,8 усЛ. ед.; (0,40-10~2-100+ 0,10) 30 = 15,0 усл. сд.; (‘0,25-10~2-200 + 0,05)30= 16,5 усл. ед.
Вычислим затраты на разработку’ всего ЛА. В соответствии с зависимостью (4.7) и полученными выше результатами для систем А, Б, В
1 |
15,9 + 6,7 + 10,8 = 33,4 усл. ед.;
10,7+6,5 + 15,0 = 32,2 усл. ед.;
10,7+7,0 + 16,5=34,2 усл. ед.
По формуле (4.15) также можно определить-величину С1ЛА, минуя расчет значений С1ДУ, С1СУ, С1К. Пусть коэффициенты, входящие в выражение (4.15), имеют следующие значения: а]ЛА = 0,66; Р1ЛА = 0,58; 81ЛА = 0,10; а1ЛА = = 0,37; 0,20; 0,13 (системы А, Б, В).
При этих исходных данных получим
(0,37-400’66.300’58.0,4-°’10«33,1 усл. ед.;
С1ЛА = ] 0,20- 100о-66.30о’58.0,4-°>1ой 32,9 усл. ед.; (о,13-200°’66-300’Б8.0,4-°’10«33,9 усл. ед.
По формуле (4.16) принимая для всех систем С1ЛА = 33 усл. ед., а1п =0,4 и їіп = 0,15, затраты на разработку комплекса (без ЛА) составят Сш = = 0,4.33-30°’15 и 22 усл. ед.
Таким образом, суммарные затраты Сі на разработку каждой системы в соответствии и і. татами составят примерно
55 усл. с. , л. пользуя формулу (4.17),
Пусть входящие в нее коэффициенты имеют значения: ai=0,66; Pi —0,35; 6i=0,06; Vi=0,05; Сі = 1,20; 0,65; 0,40 (системы А, Б, В). Тогда
1,2О.4О0,65.ЗО0,35-О,4~0,о6.ЗОо,05«55,9 уел. ед.; 0,65-ЮО0,65. ЗО0’35 • 0,4 °«06. ЗО0’05 як 55,5 уел. ед.; 0,40-2000,66-ЗО0’85-0,4—0,,)6-300’05 « 54,4 уел. ед.
Перейдем к определению средних удельных затрат на производство систем. Определим средние удельные стоимости производства двигательных установок для системы А по формуле (4.24), а для систем Б и В —по зависимости (4.23). Пусть А=400, а входящие в зависимости (4.23) и (4.24) коэффициенты имеют следующие значения:
„в2ЖРд = в2РДтт = 0,1: 6,1=612 = 0.2-10—15усл. ед./Н; *21 = *22 = 0,10; 0,05 уел. ед. (системы Б и В); Ъ’п = b’n = *[3 = 0,6-10~2 уел. ед./т; b’2l — *22 = = *23 = 0,08 уел. ед.
При этих данных для системы А
С21ДУ = [(0,6-10-2.20 +0,08) +(0,6-10-2.8 + 0,08) +
+ (0,6-10~2.3 +0,08)] 400~0>1«0,234 уел. ед.; для системы Б
С2 іду = [(0,2-10-6.50-104 +0,10) + (0,2 -10-6.20.104 + 0,10)] 400-0 1«
«0,187 уел. ед.;
для системы В
С21ДУ = [(°.2-Ю-6.100-104 + 0,05) + (0,2-10—®-25-104 + 0,05)] 400“-°’1«
«0,192 уел. ед.
По формуле (4.25) определим среднюю удельную стоимость производства систем управления. Пусть входящие в это выражение коэффициенты принимают следующие значения: а2Су = 0,9; В2су=®>®> Ы2СУ — 0,2; ®2СУ =0,1; *4 = 10; 14; 22 (системы А, Б, В). При этих исходных данных получим
10-100—1°’9-0,4~’0’Б.2—о,2-4ОО 0,1 «0,120 уел. ед.; 14-150-1°’9-0,4—1°’5.2—’d,2-400 ‘D>1~ 0,117 уел. ед.; 22• 250~0,9 • 0,4—°’5• 2—0 >2 ■ 400“°’1 ~ 0,115 уел. ед.
Используя зависимость (4.26), найдем среднюю удельную стоимость производства конструкции ЛА и его полезной нагрузки.
Пусть входящие в выражение (4.26) коэффициенты имеют следующие значения; 62к = 0,1; *6 = 0,80-10 2; 0,45-Ю-2; 0,24-10~2 уел. ед./т; *7 = 0,11; 0,09; 0,04 уел. ед. (системы А, Б, В). При этих условиях
(0,80-10—2-40 + 0,11)400—0,1 «0,236 уел. ед.; с2ік= (0,45-Ю—2-100 + 0,09)400—0,1 «0,297 уел. ед.;
(0,24• 10—2 ■ 200 + 0,04) 400“°’1« 0,286 уел. ед.
В соответствии с выражением (4.8) и полученными результатами для всех систем С21ЛА«0,6 уел. ед. Такую же величину С21Ла можно найти по форму-
ле (4.27) при следующих значениях входящих в нее коэффициентов: а2ЛА = = 0,57; &2ЛА = 0,10; в2ЛА = 0,1; а21ЛА = 0,121; 0,072; 0,049 (системы А, Б, В). С такими исходными данными имеем
0, 121 •400,57-400—0,1-0,4—0 1 »0,6 уел. ед.; 0,072.100о-57-400_0’1-0,4-°’1»0,6 уел. ед.; 0,049*200°’57• 400~0,1 ■ 0,4— °’1 и 0,6 уел. ед.
По формуле (4.28) найдем величину С2Ш. Пусть коэффициенты, входящие в это выражение, принимают следующие значения: а2Ш = 0,4; у2П = 0,15. В этом случае С2Ш = 0,4..0,6.30°,15«0,4 уел. ед.
На основании зависимости (4.4) п в соответствии с полученными результатами С21 = 1 уел. ед.
Для определения величины С2, может быть также использована непосредственно зависимость (4.29). Пусть входящие в нее коэффициенты имеют следующие значения: а2=0,57; б2=0,06; у2=0,05; 02=О,1О; a2I=0,f?7; 0,105; 0,071 (системы А, Б, В). При этих условиях
0,177-40°’S7• 400^°’1 • 0,4—0 04• ЗО0,05» 1 уел. ед.; 0,105-1000,57.400—0,1-O,4^O’ofi.3O0’05s=: 1 уел. ед.; 0,071 -2000,57.400—0,1-O,4“o, oc-3O0,05sa 1 уел. ед.
Следует заметить, что в рассматриваемом примере были специально подобраны такие значения коэффициентов, входящих в расчетные зависимости, при которых С21=1 уел. ед., так как именно эта величина была принята за условную единицу. Если расчеты ведут в абсолютных величинах, то целесообразно сначала определить значение С21, а затем все остальные стоимости выразить в условных единицах, нормированных по средним удельным затратам на производство системы. Следует еще раз отметить, что абсолютные значения одной условной единицы стоимости для каждой системы различны.
Зависимость (4.5) позволяет легко найти средние удельные затраты на эксплуатацию системы. Пусть Тг =10 лет, «.,1=0,02 1/год, тогда С31=0,02 • 10 • 1 = =0,2 уел. ед.
Используя зависимость (4.2), вычислим средние удельные расходы на создание и эксплуатацию системы: С = 55/400 + 1 — I — 0,2 » 0,137 + 1 + 0,2 «
« 1,34 уел. ед.^а также полные затраты: С = CN = 1,34 — 400 = 535 уел. ед.
Величина С может быть также определена непосредственно по формуле (4.30). Пусть входящие в нее коэффициенты имеют следующие значения: а = 0,60; р = = 0,10; 5 = 0,05; у = 0,05; 0 = 0,05;, а = 45,0; 26,0; 17,3 (системы А, Б, В). При этих условиях
45,0s40°’60• 30°■10.0,4~0’05• ЗО0’05• 400“°105 « 535 уел. ед.; 26,0 • ЮО0,60■ 30°’10• 0,4‘~0,05• 30°’05• 400—°’05 » 535 уел. ед.; 17,3-20О0,6о-300,1О.0,4~о’05-300’о5-400~°’о5;=;535 уел. ед.
Таким образом, при принятых в расчете условиях затраты на разработку системы составили около 10%, на производство — примерно 75% и на эксплуатацию— 15%. С уменьшением числа ЛА, входящих в систему, доля затрат на разработку резко возрастает в основном за счет сокращения доли расходов на производство. Так, при N = 100 в условиях рассмотренного примера стоимость разработки достигает 32%, стоимость производства — 57%, а затраты на эксплуатацию— 11°’.. Ест же V = 10 тп ж г,„ ч, , ,,ответственно составят 82, 15 и 3%.